Dave Holland Trio

Dave Holland Trio Выдающийся джазовый мастер, басист, композитор, бэндлидер и двухкратный обладатель премии «Грэмми» Дэйв Холланд уже более 40 лет продолжает свой творческий путь, экспериментируя, удивляя и оставаясь символом всего нового в современном джазе.
На фестивале «Триумф Джаза» Дэйв Холланд и его трио (Кевин Юбэнкс (гитара) и Обэд Кэлвэр (барабаны) выступят впервые в России!
В дискографии Холланда есть и камерные сольные записи, и мощные биг-бэндовые альбомы, а его музыкальные интересы распространяются от авангардного джаза и фьюжна до блюграсса и рока — Дэйв продолжает следовать совету, который дал ему один из наставников, легендарный саксофонист Сэм Риверс: «Не оставляй ничего в стороне — играй всё». Как потом признался сам Холланд, «Эти слова стали мантрой для меня на многие годы, когда я пытался в своей музыке объединить весь спектр, который включает традицию, блюз и свободную импровизацию. Я люблю всю эту музыку, и поэтому я всегда был одержим сочетанием этих компонентов в современном контексте, чтобы зазвучали как одно целое». Дэйв — одна из ключевых фигур в мире джаза с начала 70х, его музыка никогда не ограничивалась мэйнстримом, он прошёл путь от передовых рубежей свободной импровизации к своему современному видению музыки, в котором «играй всё» Сэма Риверса занимает центральное место.
Дэйв родился в английском городе Уолверхэмптон в 1946 году. С четырех лет Дэйв самостоятельно начал осваивать струнные и смычковые инструменты — укулеле, гитару, бас-гитару, контрабас. В возрасте 15 лет он бросил школу ради музыкальной карьеры. В скором времени Дэйв увлёкся джазовой музыкой, а когда впервые услышал игру Рэя Брауна и Лероя Виннегара, он обменял свою бас-гитару на контрабас и стал штудировать записи своих новых кумиров.
В 1964 году музыкант перебрался в Лондон, где начал выступать в маленьких клубах и брать уроки у Джеймса Эдуарда Мерретта — главного контрабасиста Philarmonia Orchestra и Симфонического оркестра Би-Би-Си. Учитель рекомендовал Дэйву продолжить свое музыкальное образование в Гилдхоллской школе музыки и драмы, где контрабасист и провел следующие три года.
К 20 годам Холланд был уже заметной фигурой на лондонской сцене: он записывался с лучшими музыкантами и часто выступал в в знаменитом клубе Ronnie Scott’s — как бэндлидер, так и как участник групп, аккомпанировавших гастролирующими музыкантам — Коулмену Хокинсу, Бену Уэбстеру и Джо Хендерсону.
Именно там его услышали Майлз Дэвис и Филли Джо Джоунс, когда басист вместе со своей группой выступал на «разогреве» у трио Билла Эванса. «Майлз услышал что-то особенное в его звуке и его идеях», — вспоминает легендарный барабанщик Джек Деджоннетт, в ту пору — участник трио Билла Эванса. Уже через месяц Холланд стоял на одной сцене с Дэвисом в клубе Каунта Бейси в Гарлеме. В том же году Холланд принял участие в записи своего первого альбома с Майлзом Дэвисом «Filles de Kilimanjaro». В следующем году контрабасист записал с Дэвисом два революционных альбома — «In a Silent Way» и «Bitches Brew». Это были очень насыщенные два года, однако Дэйв не переставал развивать свои собственные музыкальные идеи.
Стремясь к новым музыкальным горизонтам, Холланд, к огромному удивлению для всех, осенью 1970 года покинул группу Майлза Дэвиса, отказавшись от выступлений на престижнейших концертных площадках в пользу сочинения собственной музыки.
70-е годы стали очень плодотворными для музыканта. Он стал настоящим голосом новой джазовой музыки. Вместе с Чиком Кориа, с которым они вместе играли у Майлза, Дэйв сформировал авангардную упергруппу «Circle», в состав которой вошли барабанщик Барри Элтсшал и саксофонист Энтони Брэкстон. В 1972 году Холланд вмесе с Риверсом, Брэкстоном и Элтсшалом записал свой дебютный альбо «Conference of the Birds», вдохновлённый одноименной поэмой персийского поэта 12 века Фарида уд-Дина Аттара. В 70-х Холланд также записал выдающийся сольный альбом «Emerald Tears» и — в дуэте с Бэрром Филипсом — «Music for Two Basses», а также принял участие в записях важнейших альбомов Энтони Брэкстона на лейбле Arista, включая «New York», «Fall 1974» и «Five Pieces». В 1975 году Холланд создал знаменитое «Gateway trio» вместе с барабанщиком Джеком Деджоннеттом и гитаристом Джоном Эберкромби и сделал несколько записей для лейбла ECM, ставших одними из самых значительных работ в стиле фьюжн.
В 1983 году музыкант основал свой первый квинтет, в котором играли альт-саксофонист Стив Коулмэн, трубач Кенни Уиллер и тромбонист Джулиан Пристер. Квинтет записал среди прочих альбомы «Jumpin’ In», «Seeds of Time» и «Razor’s Edge», на которых звучат одни из самых известных пьес Холланда. Затем басист создал трио с Коулменом и Деджонеттом, записавшее альбом «Triplication», и квартет с Коулменом, гитаристом Кевином Юбэнксом и барабанщиком Марвином «Смитти» Смитом («Extenisons»).
В 90-е годы Холланд плотно сотрудничал с Джо Хендерсоном и его биг-бэндом и вокалисткой Бетти Картер, а также участвовал в записи знаковых проектов с другими джазовыми суперзвёздами — среди них альбомы «The Oracle», записанный в трио с барабанщиком Билли Хиггинсом и пианистом Хэнком Джонсом и «Question & Answer» с Пэтом Мэтини, Роем Хэйнсом, Гэри Бёртоном и Чиком Кориа. В 90-х Дэйв также гастролировал с Херби Хэнкоком и записал с ним альбом «The New Standard», а в 2007 году принял участие в записи легендарного диска «River: The Joni Letters», получившего Грэмми как лучший альбом года. В 1995 году Холланд записал альбом «Dream of the Elder» с третьей инкарнацией своего квартета, в состав которого вошёл молодой вибрафонист Стив Нелсон, ставший затем постоянным участником проектов Холланда.
В 1997 году возник Dave Holland Quintet, который существует уже более 15 лет, в его составе играют саксофонист Крис Поттер, тромбонист Робин Юбэнкс и барабанщик Нэйт Смит.
В 2000 году начался новый этап деятельности Холланда — он собрал ставший знаменитым Dave Holland Big Band, первые же две пластники оркестра — «What Goes Around» и «Overtime» принесли Холланду премии «Грэмми» в номинации «Лучший альбом большого джазового ансамбля».
А в 2005 году после долгих лет сотрудничества с ECM основал собственную фирму Dare2 Records, на которой стал издавать свои альбомы. На Dare2 уже вышли 5 альбомов Дэйва, среди которых — отмеченная Грэмми запись Dave Holland Big Band «Overtime» (2005), а также «Critical Mass» (2006) и «Pass It On» (2008), записанные с квинтетом. Последний альбом Дэйва «Prism» записан с Кевином Юбэнксом, Крэгом Тэборном и Эриком Харландом.